Керамической посуды виды


Особенности керамической посуды, которые вам пригодятся

Керамика – это слово веет чем-то теплым и домашним. Возможно это грубый горшок, в котором в настоящей печи бабушка готовила вкуснейший обед, или изящный и звонкий сервиз, прекрасный настолько, что жаль из него пить кофе, а может новая форма для выпечки, о которой вы пока только мечтаете. Для каждого найдется своя ассоциация, но одно объединяет всех нас: наверное, нет ни единого человека, не пользующегося керамикой.

Однако многие выбирают керамические изделия совершенно не задумываясь, как это делать правильно и что из себя представляют разные виды керамической посуды. Вы думаете, что керамика – это только чашки и тарелки, или наоборот считаете, что популярная керамическая сковорода действительно изготовлена из керамики? Тогда, обязательно читайте дальше.

Виды керамической посуды: что можно сделать из глины и песка

Керамика, как она есть

Керамическую посуду производят из глины с добавлением различных минералов (полевого шпата, кварцевого песка, мела и т.п.) и доводят до готовности при высоких температурах, то бишь обжигают. Керамику различают по структуре – тонкой или грубой. Виды керамической посуды с тонкой структурой – фарфор, полуфарфор, фаянс и майолика – отличаются сырьем, технологией производства, пористостью, степенью водопоглощения, цветом черепка и т.д.

Фарфор – наиболее дорогая и утонченная керамика белого цвета с синеватым отливом, звонкая и просвечивающая в тонких местах. Для повседневной столовой посуды используются и более пористый фаянс, и грубая толстостенная керамика из красной и желтой глины (терракота). С веками технологии производства усовершенствовались, добавились новые материалы, но эти основы керамики остались.

При выборе керамической посуды особое внимание стоит уделить эмалям и глазурям: именно их качество скажется на вашем здоровье. Керамику покрывают и расписывают безопасными минеральными составами, однако не всегда. Дешевые подделки могут содержать тяжелые металлы, такие как свинец, который попадая в пищу будет отравлять ваш организм. Особое внимание обращайте на яркий желтый и зеленый цвета (для создания этих тонов чаще всего «химичат»), очень низкие цены и деколь (переводной рисунок) сомнительного качества.

Один из известных брендов, производящих, в том числе, керамическую утварь – Le Creuset.

Стеклокерамика

Стеклокерамику можно считать одним из новых видов керамической посуды. Хотя в ее производстве не применяется глина, принцип соблюден: это продукт из неорганической смеси, производимый под воздействием высоких температур.

Если стеклянную посуду получают расплавив стекло, сформировав изделие и остудив его, то стеклокерамику подобно керамике после формирования изделия снова подвергают термической обработке. Специальный состав стекла при этом кристаллизируется, что придает посуде особую прочность. Можно сказать, что стеклокерамика – это нечто среднее между стеклом и керамикой, родственное закаленному стеклу. К слову, стеклокерамическая посуда стоит относительно недорого, легко моется, гигиенична, может использоваться для охлаждения или разогрева.

Качественную стеклокерамическую посуду производит французский бренд Luminarc.

Посуда с керамическим покрытием

Посуда с керамическим покрытием, плюсы и минусы которой коротко обсуждались здесь, некоторыми воспринимается как новый вид керамической посуды. И всё потому, что многие производители и дистрибьюторы пишут не «сковорода с керамическим покрытием», а «керамическая сковорода».

О том, есть ли вообще керамические сковороды для плиты, немного позже, а пока уточним что собой представляет такая «керамическая сковорода». На самом деле посуда для готовки с керамическим покрытием – это металлическая основа, покрытая минеральным составом и специальной эмалью. Для этого используют природные компоненты (например, диоксид силиция, он же песок), входящие в состав керамики и стекла. Однако в производстве покрытия могут использоваться и полимерные вещества, так что уточняйте, что посудный бренд имел в виду под «керамическим покрытием» и выбирайте посуду с надписью «PFOA Free».

Виды керамической посуды: от чашки до кастрюли

Разнообразие столовой посуды не заканчивается на тарелках, блюдцах, чашках и чайниках разного размера и дизайна. Блюда, вазы, соусницы, хлебницы, салфетницы, пиалы, бульонные чашки, молочники, сливочники, десертные розетки, солонки и другие предметы не обязательно предназначены для ресторана.

Почему бы не сервировать обед для своей семьи красиво? Ведь имеет значение не только что мы едим, но и из чего мы едим. Атмосфера принятия пищи, цвета и оформление посуды сказываются на нас непосредственно, как сказывается и качество материала посуды. Попробуйте пить один и тот же чай из тонкой фарфоровой чашки и из обычной чашки, купленной в супермаркете на распродаже: вы удивитесь, но вкус будет отличаться. И дело не в самовнушении, мол пью чай из дорогой утвари, а в свойствах материала и его качестве.

Мы привыкли, что керамика – это для подачи на стол, однако существует множество видов керамической посуды для готовки, не ограничивающихся кокот – горшочками для запекания. Это формы, кастрюли, сковороды, листы и множество других посудин. Но, в силу своих особенностей, керамика не предназначена для плиты (это к теме о всецело «керамических сковородках»). Она боится резких перепадов температур и резкого нагрева, поэтому используется только для духовки, бройлера и микроволновой печи.

По внешнему виду современную керамическую посуду для готовки можно перепутать с чугунной – так же толстостенна и покрыта красивыми цветными эмалями. Так что, если вы встретили симпатичную сковороду для плиты, напоминающую керамическую, уточните материал.

Разобрав виды керамической посуды можно смело заходить в каталог и выбирать обновки для своей кухни. О свойствах, особенностях хранения, ухода и использования керамики читайте в одном из следующих материалов.

The following two tabs change content below.

Без зазрений совести спрашиваю «телефончик» у малознакомых парней и девушек. За тем, чтобы проверить удобно ли кнопка блокировки ложится под палец и быстро ли срабатывает автофокус :) Хотела бы побывать на MWC и вести лайв-блог из гущи событий.

blog.aport.ru

виды, свойства, разница между материалами

Посуда из обожженной глины появилась несколько веков назад и с тех пор плотно вошла в жизнь человека. До наших дней она дошла практически без изменений, но сегодня мы хотим рассказать не совсем о ней, а о ее более практичной и красивой последовательнице – керамике.


Отличие от простой глины

Керамика отличается от глины всего несколькими моментами, но их достаточно для того, чтобы готовые изделия получили новые практичные свойства.

Этот материал состоит из двух основных компонентов: глины, использующейся в качестве основы, и добавок. В качестве последних могут применяться различные твердые минеральные вещества, например, песок или обычный мел. Все это влияет на пористость, степень поглощения воды и даже цвет.

Еще одно важное отличие кроется в технологии производства. В то время как обжиг глиняного изделия является завершающей стадией его изготовления, для керамической посуды это только половина дела. Для дополнительной защиты и увеличения прочности ее поверхность обязательно покрывается тонким слоем глазури – специального состава на основе стекла. После его нанесения производится повторный обжиг при более низких температурах для закрепления защитного слоя на поверхности.

Свойства керамики

В зависимости от выбранных компонентов и отличий в технологии изготовления конечные свойства керамической посуды могут несколько различаться, но «базовый список» качеств остается неизменным для всех изделий:

  • Они отличаются прочностью, но не переносят ударов и падений.
  • Стенки керамической посуды имеют пористую структуру, из-за чего тепло при нагревании начинает распространяться плавно, равномерно распределяясь по всей поверхности. Это положительно сказывается на вкусе блюд, делая их более сочными и наваристыми, напоминающими супы и рагу из русской печи.
  • Глазурь надежно защищает основу от впитывания влаги и отличается устойчивостью к царапинам.
  • Наличие в покрытии стекла добавляет посуде антипригарные свойства. Даже с минимальным количеством масла продукты в качественной керамике не прилипают и не подгорают при готовке.
  • Материал экологически чист и безопасен.
  • Он не имеет собственного запаха, поэтому не может испортить вкус готового блюда.
  • Диапазон температур для использования керамических изделий очень широк – в них можно готовить в духовке, а также хранить еду в холодильнике. Единственное, чего керамика не переносит – это резких перепадов температур. Из-за резкого расширения воздуха в порах она легко трескается.

Виды

Как мы уже отметили, используемые в составе компоненты влияют на внешний вид и свойства, фактически, формируя несколько видов материала:

  • Фарфор – один из самых известных и легко отличимых видов. Его можно узнать по небольшому весу и тонким, чуть прозрачным стенкам фарфоровой посуды. Для ее изготовления используется белая глина, которая и дает тот самый «фирменный» бело-голубой оттенок. Несмотря на изящность и тонкость, фарфор имеет достаточно высокую прочность и жароустойчивость.
  • Фаянс – он похож на фарфор, так как также производится из белой глины, но имеет более пористую структуру, из-за которой стенки изделий приходится делать более толстыми. Общая прочность фаянса примерно на четверть ниже, чем у фарфора.
  • Терракотовая глина – в отличие от предыдущих видов, этот материал имеет темные оттенки – от желто-горчичного до насыщенного коричневого, красноватого или даже черного. Эту особенность нередко превращают в преимущество, укрывая поверхность прозрачной глазурью. Без дополнительной защиты такая глина сильно впитывает воду, поэтому раньше использовалась только для изготовления емкостей для хранения сыпучих сухих продуктов.
  • Стеклокерамика – современный материал, в состав которого не входит глина. Тем не менее, посуда из него производится примерно по тому же принципу – изделия не просто формируются из специального стеклянного состава, но и дополнительно обжигаются.
  • Доломит – еще одна разновидность, набравшая популярность относительно недавно. Фактически он также не является керамикой (это одна из разновидностей известняка), но по внешнему виду и ряду свойств очень похож на нее. Посуду для готовки и использования в печи из него не изготавливают, но используют при создании, например, заварочных чайников, сахарниц и вазочек.

Какие кухонные принадлежности изготавливают из керамики?

Керамика используется для создания посуды и других кухонных принадлежностей крайне широко. Из нее изготавливаются:

  • кастрюли,
  • сковороды,
  • горошочки,
  • формы для запекания и выпечки,
  • чашки, чайники, сервизы,
  • сахарницы, вазочки для конфет,
  • тарелки и большие блюда,
  • подставки для половников и чайных пакетиков,
  • солонки,
  • кухонные ножи.

Скорее всего, это даже не полный список, и если вы заглянете на свою кухню, то наверняка найдете что-нибудь, о чем мы забыли упомянуть.

И напоследок стоит сделать акцент на сковородках и кастрюлях, в которых керамика используется только в качестве антипригарного покрытия. По распределению тепла они ближе к обычной металлической посуде, но покрытие, в отличие от тефлонового, гораздо прочнее и долговечнее. Однако добиться того самого насыщенного аромата и особого вкуса, свойственного блюдам, приготовленным в керамической посуде, в них не удастся.

mayerboch.com

Виды керамической посуды

Существующий ассортимент предложенных на рынке изделий из тонкой керамики подразделяют по ее типу, руководствуясь назначением, видом самого изделия, фасоном, размерами, виду и сложности в выбранном декорировании и определенной комплектностью.

Виды керамической посуды

Тип керамики определяет виды керамической посуды, выступающей в виде — фарфоровой, тонкокаменной, полуфарфоровой, фаянсовой и майоликовой. Изделия из фарфора определяются шестьюдесятью – шестью десятью процентами в общем производстве тонкой керамики, а изделия из фаянса составляют тридцать два процента, из майолики – два процента.

Согласно назначению принято выделять современную посуду для использования ее на предприятиях общепита и изделий предназначенных для бытового использования. Посуду, выпускающую для общепита, специализируют по определенным типам предприятий (ресторанов, кафе, детских садов, интернатов). Ее качества должны быть определенной функциональности, нести удобство в складировании и при производстве мойки.

Выпускаемую продукцию бытового назначения делят на определенные виды керамической посуды (чайной, кофейной, столовой, кухонной) и изделия художественной тематики (скульптуру, вазы под цветы и настенный декор). Определена посуда для повседневной и праздничной обстановки.

Производимые виды посуды очень разнообразны, а название изделия, как правило, соответствует его назначению.

Выбрать фасон изделия можно руководствуясь определенной формой его корпуса в виде — шара, овала, конуса или цилиндра. Конструкция посуды может содержать ножку или поддон, иметь ручку и крышку. Характер поверхности у посуды выступает ее гладкость, рельефность и рисунок. Стильные края у изделия посуды могут быть — ровными, вырезными. А борт может быть сплошным или ажурным.

Ориентируясь на формы корпуса посуды и отношения ее высоты к имеющемуся диаметру, виды керамической посуды разделяют на — плоскую и полную. Фасоны посуды имеют свое название или определенный номер.

Размеры фарфоровой посуды определены — мелкой, средней и крупной. Толщина черепка посуды определяется обычной, утолщенной и тонкостенной посудой.

Виды разделок определены посудой, украшенной деколью, с нанесением печати или ручной живописи.

В комплектности посуду принято различать – штучной (одиночной), парной (чашки и блюдца), наборы, комплекты, сервизы и гарнитуры.

Кухонная посуда изготавливается из твердого фарфора (низкотемпературного), выступая в виде — горшков для простокваш, сметанниц, сырниц, чайниц, доски под сыр, подносов, дуршлагов.

Чайную и столовую посуду для детей выпускаемую меньшими размерами, можно приметить по простым удобным формам, ярким рисункам с принтами животного мира и персонажей из известных сказок.

Представленное художественно-декоративное творчество позиционирует высокохудожественную посуду и декор для украшения стола или интерьера квартиры, всевозможные этнические сувениры

Используя термостойкую тонкокаменную масс, производят жаростойкую посуду для современной кухни.

Предложенные на рынке изделия из майолики несут подчеркнутый национальный колорит, где производят штучный и комплектный товар, в виде – чайной, кофейной и столовой посуды, в широком ассортименте выпуская художественно-декоративную продукцию.

keramoblog.com

Виды керамических изделий |

Керамика (от греческого слова «керамос», что означает глина) — это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. В результате термической обработки керамика приобретает свойства, определяющие широкое использование ее в самых различных отраслях народного хозяйства.По совокупности физико-химических, механических и художественно-эстетических свойств керамика среди известных материалов  не имеет себе равных . Она  используется  в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины),  применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.

 Виды керамики

Гончарные изделия можно разделить на две группы: неглазированная и глазированная керамика.

 Неглазированная керамика: терракота и гончарная керамика — наиболее древние из всех видов керамики.

Терракота — по-итальянски “обожженная земля”-керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура,черепица,изразцы, игрушки , облицовочные плитки и архитектурные детали. Гончарная керамика требует дополнительной обработки. Для придания ей водонепроницаемости ее заглаживают перед обжигом любым гладким предметом (“лощат”), уплотняя наружный слой глины до появления своеобразного блеска. “Морение” заключается в длительной выдержке глиняных изделий в дыму медленно остывающей печи. Очень древний способ обработки — “запарка”, или “обварка”: вынутое из печи изделие опускают в воду с мукой. При этом на его поверхности образуются красивые подпалины, посуда становится водонепроницаемой. В настоящее время гончарная керамика получила очень широкое распространение. Из нее делают горшки, чашки, кувшины и другие предметы домашнего обихода. И ценятся они не меньше, чем фарфоровые, стеклянные.                                                                              Гончарная керамика

Глазированная (или поливная) керамика:майолика,фаянс, фарфор, шамот.

Керамику покрывают слоем глазури, эмали и вторично обжигают. Благодаря глазури изделия  становятся водонепроницаемыми. Также глазурь  позволила изделия  декорировать: матовая, бархатистая поверхность чередуется с наплывами блестящей глазури. Под глазурью хорошо смотрится роспись ангобами (окрашенными в разные цвета жидкими глинами). Ангобирование — старинный вид обработки глиняных поверхностей, однако до настоящего времени находит широкое применение.

Майолика- ближайшая родственница гончарной керамики. Это слово произошло от названия средиземноморского острова Мальорка, где зародился этот вид керамики. Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными глазурями — эмалями.  В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.              
                          Кувшинчик, кувшин, тарелки, братина. Майолика, роспись по эмали.

                                                                             Гжель. Конец 18 века
Фаянс (от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс) —  керамические  изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали,посуда, умывальники,унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Основа его — белая глина. Фаянсовый кувшин легко отличить  от майоликового, стоит только обратить внимание на донышко: у гончарной керамики выступы на нем — темные, а у фаянсовой — белые. То, что отличает фаянс от майолики, сближает его с фарфором, но фаянс не обладает белизной и прозрачностью фарфора, его черепок порист и менее прочен. Изделия фаянса имеют толстые, непрозрачные стенки мягких, обтекаемых форм. 

                                                              Чайный сервиз. Фаянс

Фарфор отличается от других подобных декоративных материалов высокими параметрами прочности, устойчивости к химическому и температурному воздействию.

В зависимости от долевого состава глины и сопутствующих веществ, фарфор может условно быть разделен на две категории: мягкий и твердый. Главное  отличие этих категорий не в твердости состава, как можно было бы подумать, а в поведении под воздействием высоких температур. Кроме того, в мягком фарфоре больше разнообразных веществ, которые придают ему дополнительные качества – например, просвечиваемость. Мягкий фарфор чаще используют при изготовлении декоративных керамических предметов, а твердый – для посуды и в технике. Разновидность мягкого фарфора – костяной фарфор. Кроме всего прочего, в его состав входит костяная зола, богатая кальцием, придает изделиям из такого фарфора дополнительную прочность, белизну и просвечиваемость.

Если при изготовлении фарфора его не покрывают ничем, и он остается матовым, его называют «бисквитом», хотя гораздо чаще можно встретить фарфор, на который нанесен слой глазури. При росписи фарфора используют две технологии – подглазурная роспись и надглазурная роспись.Надглазурная роспись смотрится более ярко за счет широкой гаммы доступных красок. К краскам при росписи фарфора довольно часто  добавляют оксиды различных металлов, в том числе благородных (золото, платина).

Сегодня фарфоровые статуэтки, посуда, куклы, другие элементы декора интерьера ценятся не меньше, чем несколько столетий назад. Это по-прежнему красивый и утонченный материал, который может стать настоящим украшением дома и радовать его посетителей на протяжении многих лет.

                                                                       Сервиз.Фарфор
И фарфор, и фаянс отличаются  ценой, составом и технологией производства. Чтобы не спутать благородный фарфор с практичным фаянсом, нужно знать следующие отличия.
В составе фарфора меньше глины и больше разнообразных добавок: полевого шпата, кварцита, каолина. Эти добавки придают фарфору белизну, стекловидность, устойчивость к высоким температурам и меньшую пористость в сравнении с фаянсом.
Отличить фарфор от фаянса несложно. Посмотрите посуду на свет – тонкостенный фарфор должен просвечивать. Он тонкий и полупрозрачный, тогда как фаянс совсем не пропускает свет и обычно покрывается глазурью.
Если нужно определить из какого материала сделана статуэтка, переверните ее и рассмотрите донышко. У фарфора дно не покрыто глазурью. Это связано с технологией обжига – при производстве фарфора используются более высокие температуры, чем при производстве фаянса. Для того, чтобы фарфор не прилип к подставке, глазурь счищают перед вторым этапом обжига.
При выборе посуды обратите внимание на ободок на донышке. У фаянса он отличается от глазури самой посуды и бывает или светло-серым или бежевым. Если ободок белый, то скорее всего это фарфор.

Шамот (от фр. chamotte) представляет собой керамический бой, замешанный на глине. Шамот имеет грубозернистый состав, глазурь на его поверхности растекается пятнами, не покрывая ее полностью, что придает изделию из шамота особую оригинальность. Он очень ценится художниками, которые ввели его в область декоративно-прикладного искусства.

                                                      Амфора с сатирами (шамот) 

 

Шамот разновидность морозоустойчивой керамики, обожжённая при температуре 1250 градусов. Изделия из шамотной глины могут оставаться на зиму в Вашем саду, они не боятся морозов и перепадов температур. Но важно, чтобы  на изделие не попала влага,  для этого его необходимо укрыть полиэтиленовой плёнкой перед первыми заморозками.

Из шамотной керамики изготавливают светильники садовые и интерьерные, основания для фонтанов, вазоны и кратеры, горшки с поддонами, кашпо, фигуры животных, вазы и амфоры.

www.tvorchistvo.ru

наборы для запекания в духовке с антипригарным покрытием, плюсы и минусы итальянской посуды. Можно ли ставить ее в разогретую духовку?

Прием пищи для человека – очень важный процесс. Но не менее важно, какие атрибуты кухонной утвари при этом используются, в какой посуде приготовлена пища, с помощью каких принадлежностей сервирован стол. Одной из наиболее популярных и распространенных категорий остается керамическая посуда.

Немного истории

Большинство ученых полагает, что керамическая посуда возникла еще в период неолита. Как раз тогда многие люди начали вести оседлый образ жизни, перешли к разведению скота и выращиванию зерновых культур. И для нормального существования нужна была посуда. Она изготавливалась из глины методом обжига. Это позволило получать герметичные и прочные емкости для хранения различных по консистенции продуктов.

Изготовление такой посуды было больше похоже на лепку из пластилина. Различная форма придавалась при помощи пальцев рук. Интересно, что это был только женский промысел.

Поначалу обжигание глины осуществлялось на кострах при довольно низком показателе температуры – около 600 градусов. Уже по мере развития этой технологии начали делаться специальные печи, где при помощи вдувания воздуха, можно было существенно увеличить температуру.

Учитывая простоту создания понятно, что первые изделия такого типа были очень хрупкими. Но в этом случае люди тоже нашли выход и полировали посуду при помощи камня или дерева. По мере того, как создание такой посуды становилось все более важным в жизни человека, изделия начали украшать. Обычно речь шла о каких-то узорах рельефного типа. Кроме того, емкости стали снабжать глиняными ручками. Также многие модели посуды делались с цветным покрытием. Пигменты для краски добывались из той же глины.

Наибольшего расцвета производство глиняной посуды достигло в Китае около 4000 тысяч лет назад. А вот в том виде, в котором она делается и сегодня, она появилась здесь же где-то в XIII веке, во времена, когда страной правили представители династии Сунг.

Рецепт изготовления посуды китайцы очень тщательно хранили, и почти на протяжении 4 столетий европейцы не могли его раскрыть. Лишь в 1710 году Иоганну Фридриху Бёттгеру, придворному немецкому алхимику, после двух лет экспериментов удалось найти формулу посуды из керамики, что была практически идентичной китайской.

После этого в немецком городе Мейсене была создана первая европейская фабрика, что производила керамику. Она существует и по сей день. Следует сказать, что ее продукция всегда пользовалась большим спросом, в том числе и у аристократов из России. Заказов было так много, что были созданы специальные дни, в которые предприятие производило продукцию только для заказчиков из Российской империи.

Плюсы и минусы

Как и у любой вещи, у керамической посуды существуют как серьезные преимущества, так и определенные недостатки. Если говорить о плюсах, то следует назвать следующие:

  • способность регулировать влажность и температуру готовящихся продуктов, что стало возможным благодаря пористой структуре самой керамики, которая сначала впитывает влагу, после чего отдает ее;
  • сколько бы времени ни использовалась такая посуда, на ней не образовывается накипь;
  • в ней можно хранить различные блюда в течение длительного времени;
  • пища, приготовленная в керамической посуде, имеет насыщенный вкус и удивительный аромат;
  • она полностью безопасна с экологической точки зрения, ведь в ней не содержится тяжелых металлов, а при воздействии на нее высоких температур не выделяется никаких канцерогенов или токсинов.

Но она имеет и свои недостатки:

  • имеет очень высокую хрупкость;
  • хорошо впитывает в себя жир, по причине чего ее непросто мыть;
  • впитывает в себя и долго сохраняет запах приготовленной еды, что может понравиться не каждому;
  • влага очень негативно воздействует на такую посуду из-за высокой пористости материала.

Разновидности

Необходимо отметить, что словосочетание «керамическая посуда» – очень обширное понятие, куда входят различные виды столовой посуды, а также различные ее модели. Если говорить о видах, то основными и наиболее распространенными можно назвать:

  • фарфоровую;
  • фаянсовую;
  • терракотовую.

Фарфоровый вариант создается из белой глины и обладает не только небольшой массой и отличной эстетической составляющей. Такая посуда жаропрочная, крепкая и отлично сопротивляется воздействию различных веществ. При легком ударе о поверхность издается чистый и высокий звук.

Такое решение долго хранит тепло и прохладу и его можно назвать своеобразным «термосом». При этом посуда очень красива.

Фаянсовый вариант также делается из белой глины, но прочность его меньше, как и термостойкость. Пористость такой посуды существенно больше, что порождает более заметное впитывание запахов и влаги, по сравнению с тем же фарфором. Прочность такой посуды примерно на 25% ниже фарфоровой. Это еще объясняется более низкой температурой обжига.

А вот терракотовая посуда делается из красной глины. Ее редко покрывают глазурью. После обжига ее текстура может становиться самой разнообразной – грубозернистой, тонкой, со сплошной или частичной полировкой. Цвет такой посуды также может варьироваться, начиная от красного и заканчивая черным. Сегодня такая посуда имеет отличную влагоустойчивость, хотя так было не всегда.

Теперь скажем подробнее о конкретных моделях посуды рассматриваемого типа. Первой категорией, о которой хочется сказать, являются супницы и горшочки. Последние обычно используют для готовки и подачи горячих закусок, а если они имеют большую вместимость, то для готовки и подачи горячих блюд. Различного рода супницы используют для подачи на стол готовых супов, когда обслуживают сразу большое количество людей.

Еще одна категория – сервировочные блюда и тарелки. Такие решения из керамики обычно применяют для сервировки столов стилизованных предприятий. Производители сегодня предлагают целые наборы тарелок для сервировки стола, а также блюд для подачи холодных закусок.

Также существуют молочники, сливочники, соусники и приборы для специй. Первые два наименования керамической посуды используют для подачи молока и сливок к чаю и кофе. Соусники необходимы для подачи холодных соусов и имеет ручку и оттянутый носик. Приборы для специй нужны для сервировки стола.

Если говорить о минимуме, то речь идет о перечнице и солонках. Иногда они могут быть дополнены бутылками для подачи уксуса и масла и стаканчиками для зубочисток.

Также существуют специальные формы для запекания из керамики под названием «Кассероле». Это формы для запекания, выполненные из жаропрочной керамики разных форм, в том числе и различных фигур с крышкой и без нее. На стол могут подаваться на специальных подставках из дерева или в ротанговых корзинках.

Существуют и специальные керамические кокотницы, которые сделаны в виде небольших горшочков с длинной ручкой или без нее и имеющие небольшой объем. Они обычно используются для готовки и подачи горячих закусок.

Очень популярны у домохозяек и керамические салатники и креманки. Интересным решением будут салатники оригинальной формы, составляющиеся в единое целое, в составленном виде похожи на менажницу. Салатники применяют для подачи натуральных овощей, солений, салатов и маринадов.

Еще одна категория – чашки, сахарницы, кофейники и чайники. Они используются для горячих напитков и могут быть окрашены в самые разные цвета.

Существуют еще и керамические фондю, которые делаются обычно из жаропрочной керамики и дополняются блюдцами для соусов, а также специальными вилками большой длины. Такие решения дат возможность готовить и украшать различные десертные фондю.

Еще один вид посуды – керамические вазы-плато, которые обычно используются для красивых презентаций кондитерских изделий.

В общем, как можно убедиться, модельный ряд керамической посуды очень и очень широкий.

Обзор производителей

Теперь не будет лишним рассказать о производителях керамической посуды, продукция которых представлена на рынке России.

Если говорить об отечественных производителях, то на сегодняшний день их продукция очень хорошо представлена на российском рынке. Известна продукция российского производства «Борисовская керамика», заводы которой расположены в Белгородской области. Также знакома многим продукция компании «Хоромы Керамика», производящей блюдца, вазы, чашки, чайники, кружки. Кстати, этот бренд также предлагает потенциальным покупателям авторскую керамику ручной работы. Она, конечно, дороже, но и качество выше всяких похвал.

Многим будет интересна продукция бренда «Тарусская керамика», что берет свое начало в 1974 году. Располагается производство в одноименном городе в Калужской области. Фирма производит сувениры, горшки, вазоны и керамическую посуду. Также отличается высоким качеством.

Если говорить о продукции иностранных брендов, то на отечественном рынке представлена итальянская, французская, португальская, польская керамика. Если говорить о последней, то очень интересна продукция компании Boleslawiec из одноименного польского города. Это уникальный производитель посуды из керамики в плане дизайна, который очень популярен не только в России, но и у себя на родине.

Довольно интересна продукция Добрушского фарфорового завода, что расположен в Белоруссии. Его продукция отличается приятным дизайном, высокой прочностью, а также хорошими термическими свойствами.

Довольно интересна керамическая продукция от компании Cesiro. Это бренд из Румынии, который зарекомендовал себя как качественный производитель керамических изделий различного типа.

Очень интересна продукция из Германии. Наиболее известным немецким брендом, который изготавливает в том числе и керамическую продукцию, является Zwilling. Данный бренд существует уже около 280 лет и считается эталоном немецкого качества. Его керамическая продукция будет находкой для любой хозяйки.

Качественную керамическую посуду изготавливают и в Италии. Фирма De Silva известна своей жаропрочной и очень красивой посудой из красной глины.

Как выбрать?

Если вы решили приобрести керамическую посуду, то лучше сделать выбор в пользу полного набора посуды, ведь тогда все элементы, что в нем есть, будут одного стиля и цвета. Сегодня существуют наборы в разных стилях, например, прованс. И вся посуда может быть белой или цветной. Это смотрится красиво и эстетично.

Приобретая посуду по отдельности, следует также обращать внимание на цвет, наличие рисунка и оформление. Кроме того, при выборе следует тщательно проверить поверхность каждого предмета на отсутствие сколов и различных дефектов.

Не будет лишним определиться и с типом керамики. Наиболее отличным вариантом для кухни будет вариант из фаянса, данный материал подойдет как для газовой плиты, так и для запекания в духовке. Фаянс имеет доступную стоимость, а посуда из него не боится перепадов температуры. Есть еще терракотовые варианты, но их ставить на открытый огонь нельзя. После мытья их следует тщательно протирать.

Правила эксплуатации

Керамическая посуда будет отличным решением для варочных панелей газового, электрического и стеклокерамического типа. И лучше использовать такую посуду на конфорках, которые будут немного меньше диаметра кастрюли и сковороды. А для приготовления блюда в духовке посуда должна обладать ручками, которые при необходимости можно снять.

Чтобы посуда была максимально долгое время целой, следует не допускать резких перепадов температур. Например, не следует ставить холодную сковороду на уже разогретую конфорку, а также класть в нее продукты сразу после того, как вы достали их из холодильника или морозилки.

Чтобы перемешать продукты, лучше использовать лопатку из силикона или дерева. От ложек из металла и ножей следует отказаться, дабы поверхность не была поцарапана. То же самое можно сказать о мытье абразивами. Если нужно очистить поверхность, то лучше делать это при помощи обычного средства для мытья посуды и губки.

Особенности ухода

Уход за керамической посудой довольно прост. И если соблюдать простые правила, посуда прослужит долго.

  • Любую керамическую посуду следует мыть в теплой воде с добавлением нескольких капель моющего средства. Кроме того, такую посуду нельзя после готовки сразу же помещать в холодную воду. Иначе она может треснуть. Посуду всегда можно склеить, но при этом внешний вид будет уже не стол привлекательный.
  • Нельзя ни в коем случае использовать металлические губки для шлифовки. Это повредит поверхность такой посуды.
  • Если посуда глазурованная, то ее можно не высушивать, ведь влага сама быстро испаряется на глине. А вот если посуда неглазурованная, то тут все иначе. Ее нужно вытирать после каждого мытья и до момента полного высыхания оставлять на открытом воздухе. Иначе влага будет на ней долго, а при нагреве такой мокрой посуды она может треснуть.

Если в такой посуде хранить продукты, то ее не следует накрывать крышкой, ведь это станет причиной появления неприятного запаха. Особенно, если мы говорим о влажной керамике без глазури.

О том, как делают керамическую посуду своими руками, смотрите в следующем видео.

vplate.ru

Виды керамики | goods-info.su

Керамические изделия есть в каждом доме, и это не только посуда. Элементы электроустановочных изделий (патроны, предохранители), сантехника, кафель на стене/полу – всё это тоже керамика. А что вообще такое керамика? Это изделия из глины или других неорганических веществ, которые после формования подвергаются высокотемпературному обжигу и в результате приобретают нужную твёрдость и прочность.

В быту мы сталкиваемся с несколькими видами керамики. Самые распространённые – это, конечно, фарфор и фаянс. Но есть и другие виды, о которых понемногу и поговорим.

Основные компоненты, из которых делают фарфор, – белая глина (каолин), полевой шпат и кварц. В зависимости от соотношения этих веществ, получают разный по свойствам и назначению фарфор, но все его виды отличает высокая плотность и прочность черепка*, просвечиваемость в тонких местах, устойчивость к высоким температурам. Ещё одно отличие фарфора – мелодичный звон, издаваемый при постукивании изделия, что объясняется отсутствием пор в черепке.

*Черепок в керамике – обожжённая глиняная масса.

Фарфор

Вообще, весь фарфор делится на две большие группы – твёрдый и мягкий.

Твёрдый фарфор в своём составе содержит много каолина и обжигается при очень высокой температуре за счёт тугоплавкости последнего. На сколе твёрдый фарфор белый и блестящий, однако просвечивается меньше, чем мягкий фарфор. Изделия из твёрдого фарфора – очень прочные и устойчивые не только к высоким температурам, но и к воздействию химических веществ. Из твёрдого фарфора делают посуду (в т.ч. химическую) и электротехнические изделия.

Состав мягкого фарфора более сложный, многокомпонентный. Пониженное содержание каолина и повышенное – плавней (веществ, способствующих образованию легкоплавкой массы) способствует снижению температуры обжига. Черепок светлый, но не белый, а скорее кремовый, хорошо просвечивающийся. Прочность мягкого фарфора ниже, чем у твёрдого, термостойкость тоже. Из этого фарфора делают посуду, сувениры, скульптуры, декоративные изделия. Всем им свойственна высокая художественность.

Плотность и непроницаемость черепка фарфора таковы, что возможно не покрывать его глазурью. Такой неглазурованный фарфор называется бисквитным.

Следующий вид керамики – фаянс. Производят его из тех же компонентов, что и фарфор, но приобретает фаянс иные свойства. Фаянсовый черепок получается пористым и непрозрачным, т.к. при обжиге не происходит образования стеклоподобной структуры, как у фарфора. Поэтому фаянс не такой прочный и никогда не просвечивается, даже обладая тонким черепком. Фаянс всегда покрывают глазурью, т.к. сквозь поры он поглощает воду и газы из окружающей среды. Со временем глазурь на фаянсе может потрескаться. А вот фарфору растрескивание глазури не грозит, если, конечно, это не специальный эффект старения. Фаянсовый черепок желтоватого цвета, и покрывают его как прозрачными, так и глухими (непрозрачными) глазурями.

Ассортимент выпускаемых фаянсовых изделий широк: посуда и предметы декора, сантехнические изделия, облицовочные плитки.

Фаянс. На фото хорошо заметна характерная шершавость скола.

Есть ещё один вид керамики, который по свойствам стоит где-то посередине между фарфором и фаянсом, и это – полуфарфор. В его составе – светлые глины, каолин, кварц, полевой шпат и очень часто бой фаянсового производства. Полуфарфор выдерживает резкие нагревы и охлаждения, он не такой пористый, как фаянс, следовательно, прочнее него. Но вот фарфору по показателям водопоглощения и прочности на удар, сжатие и изгиб полуфарфор проигрывает. Из полуфарфора делают посуду и сантехнические изделия.

Если для производства вышеописанных видов керамики используют светлоокрашенные глины, то для майолики сырьём могут быть любые глины – и светлые, и красные. Цвет черепка всё равно часто скрывают тонким слоем белой глины, который затем покрывают бесцветной глазурью; либо же сразу используют непрозрачную цветную глазурь. В составе майоликовой массы – легкоплавкие глины, песок, мел, кварц.

Черепок майолики крупнопористый, водопроницаемый и не очень прочный, изделия зачастую массивные. Но отличает майолику высокая декоративность: помимо красочной росписи характерно наличие рельефов на изделии. Поэтому из майолики делают красивую облицовочную плитку, изразцы, предметы интерьера, скульптуры.

Майоликовый горшок для запекания

Отдельную группу керамических изделий составляют терракота и т.н. гончарная керамика. Их делают из естественноокрашенных глин, и цвет изделий может быть разным – серым, коричневым и даже чёрным. Особенность терракоты и гончарной керамики в отсутствие глазури при довольно пористом черепке. И, несмотря на это, такие изделия могут быть непроницаемыми для воды. Достигается это сглаживанием поверхности. Процесс схож с полировкой, только называется по-другому – лощением. После формовки и сушки поверхность изделия натирают специальными приспособлениями, уплотняя верхний слой. Поверхность приобретает маслянистый блеск, и после обжига становится водонепроницаемой.

Из терракоты делают предметы декора и такие стройматериалы, как плитку и черепицу, а гончарная керамика в основном представлена хозяйственной посудой.

Терракотовая крынка

Если в состав керамической массы в большом количестве вводят шамот – обожжённую и достаточно крупно перемолотую глину, то получают одноимённые изделия, отличающиеся светло-серым цветом и зернистой фактурой. Благодаря этому шамот нашёл применение в оформлении интерьеров и садов: скульптуры и предметы декора из него весьма схожи с каменными. Другое направление применение шамота основано на его огнеупорности, поэтому из него делают стройматериалы с аналогичным свойством – кирпич, бетон, штукатурку.

 

goods-info.su

Удивительные свойства керамической посуды | Журнал Ярмарки Мастеров

Терракотовые вазы предусмотрены только для сухих, искусственных цветов и композиций. Простая керамическая посуда имеет массу полезных свойств, которых лишены изделия из фарфора, фаянса или хрусталя. Структура керамики такова, что она сначала впитывает в себя влагу, а потом отдает ее. Керамическая посуда умеет сама регулировать температуру и влажность. Причем делает это не хуже термоса. Так, компот, оставленный в керамическом кувшине, останется прохладным даже на солнце, а чай или кофе в керамическом чайнике будут теплыми в течение нескольких часов.
Да и вообще, керамическая посуда идеально подходит для хранения продуктов. Именно поэтому керамика испокон веков была популярна в деревнях. Молоко в крынке могло стоять и не киснуть трое-четверо суток, а варенья и соленья хранились в керамических горшках без крышек почти год и не плесневели. Если засыпать муку или крупу в керамический горшок, то жучки в них не заведутся. Кроме того, керамический горшок прекрасно может заменить кастрюлю. Фарфор и фаянс в духовке лопнут, а вот керамика только крепче станет. Одно плохо — керамические изделия быстро впитывают в себя жир из-за чего их очень трудно отмывать. Этого недостатка лишена только та керамическая посуда, которую покрыли свинцовой глазурью. Правда, отличить свинцовую глазурь от обычной на глаз невозможно.
Технический прогресс привел к изобретению алюминиевых кастрюль и сковород из нержавеющей стали, но в керамической посуде человечество будет нуждаться всегда. Еда, приготовленная в посуде из керамики приобретает ту мягкость и изысканность, которые были свойственны лучшим достижениям старинной кухни. Толстые стенки посуды нагреваются медленно и равномерно. Пища в ней не варится, а томится, сохраняя все витамины и протеины. Кроме того, при использовании керамической посуды, не только сохраняются все полезные свойства продуктов, но и при подаче блюда выглядят аппетитно и оригинально.
Керамическая посуда — прекрасный компромисс с точки зрения соотношения цены и качества. Таким образом, использование экологически чистой и безопасной посуды позволит не только сэкономить бюджет заведения, но и принесёт дополнительную прибыль.

www.livemaster.ru

Виды керамики - описание видов и технологий производства керамики в России.

Для производства керамических изделий используется природная глина и ее смеси с минеральными и органическими добавками. Производство состоит из трех этапов: формирование, сушка, обжиг.
Рассмотрим популярные виды керамики.

Майолика
Майолика – разновидность керамики, получаемая из обожженной глины пористой фактуры. Для получения майолики обычно применяются легкоплавкие разновидности глины (в чистом составе либо с добавлением специальных примесей). Обжиг изделий осуществляется в два этапа: сначала формируются изгибы формы, затем изделия обжигаются для нанесения глазури.
Технология майолики успешно применяется для изготовления посуды, сувениров, скульптур, декоративных панно и т.д. Обжиг майолики выполняется при низких температурах, что позволяет использовать для оформления изделий широкую цветовую гамму глазури и эмали. Особенно популярна посуда из данного вида керамики, обладающая высоким качеством и привлекательным внешним видом.

Фаянс
Фаянс – основой фаянса выступает белая глина, по многим характеристикам материал имеет сходство с фарфором, отличия есть лишь в пропорциях компонентов. Фаянс обладает низкой прочностью и высокой пористостью, поэтому для снижения свойств водопоглощения изделия обильно покрываются глазурью.
Основной продукт, получаемый из фаянса – это посуда с толстыми стенками, отличающаяся легкостью и разнообразием расцветок. Выжигается фаянс при менее высоких температурах, чем фарфор.

Фарфор
Фарфор – один из самых распространенных видов тонкой керамики, получаемый методом обжига (при очень высокой температуре) смеси полевого шпата, каолина и других минералов.
Характерные качества фарфора: высокая химическая устойчивость, прочность, незначительная пористость.
По известной версии технология получения фарфора была изобретена между VI и VIII веками в Китае. Фарфор имеет свойство просвечиваться, поэтому нашел широкое применение не только в производстве посуды и декоративных элементов, но и в сувенирной промышленности.

Шамот
Шамот - этот вид керамики получают из перемолотой обожженной глины. Из полученной массы изготавливают вазы, скульптуры, строительные материалы и другие изделия архитектурной керамики. Шамот обжигается во вращающейся печи (температура обжига достигает 1500 градусов), отличается продолжительным сроком службы, высокой термостойкостью, прочностью и устойчивостью к климатическим условиям.
Прочность шамота зависит от зернистости состава, чем крупнее фракция зерен, тем выше пористость и, соответственно, ниже прочность.

artmanufactura.com

Плюсы и минусы керамической посуды

Вопрос о выборе посуды приходит к хозяйкам, когда они начинают задумываться о ее безопасности, функциональности и эстетике. Сегодня, на полках супермаркетов или специализированных магазинов можно увидеть несметное количество утвари разных марок и производителей. Стеклянная, деревянная, пластиковая, нержавейка и керамическая – все эти виды вы можете увидеть на прилавках. Но как выбрать по-настоящему оптимальный вариант? В какой посуде безопаснее всего готовить? Где пища не теряет своих вкусовых и полезных качеств? Сегодня мы рассмотрим керамическую утварь, ее отличительные черты, характеристики и, конечно же, преимущества и недостатки.

Керамическая посуда от А до Я

Несмотря на то, что современная индустрия не стоит на месте, некоторые вещи еще с прошлых поколений доказывают свое неоспоримое превосходство. Сюда можно отнести и керамическую посуду. Прадедом современной керамики является обычные глиняные столовые приборы. Ее изготавливали самостоятельно, в основном женщины, методом ручной формовки. После этого, заготовка подвергалась обжигу при температуре 400-600 градусов. Такая посуда хоть и имела свои преимущества, но была хрупка.

Современное производство керамических приборов позволяет получить изделия, прочность которых превосходит своих предвестников во много раз. Достигается это при помощи воздействия более высоких температур и глазирования. Распространённая глазурь – это стекловидный состав, который закупоривает поры керамики, повышая ее прочностные характеристики и придает блестящую, ровную поверхность. Глазирование защищает керамику от влажности, которую так боятся неглазированные собратья.

Исходя от способа изготовления различают несколько основных видов керамической посуды:

  1. Фаянс – изделие, в основе которого используется белая глина.
  2. Майолика – известная посуда, поверхность которой расписывают художники или мастера. Расписывают поверхность с помощью цветной глазури.
  3. Фарфор – тонкая и изысканная посуда, которая не пропускает воду и газ, но при этом может иметь такие тонкие стенки, что будет просвечивать.

Секреты изготовления кроются в составе. Для разных видов изделий применяются различные минеральные примеси, которые и наделяют готовый элемент специфическими характеристиками. Стоимость керамики напрямую зависит от качества и обработки. Необработанная глазурью посуда стоит намного дешевле, чем приборы, покрытые защитным и укрепляющим слоем глазури.

Достоинства керамической посуды

Из керамики производят не только тарелки и кружки, но и сковороды, формы и горшочки для запекания. Видимые преимущества керамической посуды рассмотрим ниже:

  • Экологичность – главный и самый «жирный» плюс в списке свойств керамических элементов. Не каждый материал может похвастаться тем, что при нагреве не выделяет даже малую часть вредных веществ. В основе керамической посуды находятся только натуральные вещества, что позволяет удостовериться в ее безопасности.
  • Устойчивость к высоким температурам – еще одно из главных достоинств. Формы для запекания или горшочки никогда не треснут в духовке (при соблюдении правил эксплуатации). Все потому, что в процессе изготовления, керамическая посуда подвергается воздействию еще больших температур.
  • Приготовленную пищу можно хранить в этой же таре.
  • Продукты, приготовленные в керамической посуде, имеют неповторимый вкус и аромат. Это обуславливается тем, что при готовке, тара не выделяет никаких веществ, которые могли бы повлиять на вкус пищи.
  • Долговечность. При соблюдении правил эксплуатации, приборы прослужат вам долгое время. Недаром, некоторая кухонная утварь переходит из поколения в поколение.
  • Антипригарные свойства имеет утварь, покрытая стекловидной глазурью. Даже используя малое количество масла, маловероятно, что продукты подгорят.
  • Такая утварь не подвержена образованию накипи.
  • Стойкость к царапинам.
  • Доступная цена.
  • Широкий ассортимент.

Недостатки керамической посуды

Несмотря на достаточно веские преимущества, минусы у таких кухонных приборов тоже есть:

  • Одним из главных недостатков керамической посуды является хрупкость. Неосторожное обращение может привести к сколам, а от удара о кафель, посуда с большой вероятностью разобьется.
  • Хотя формы и горшки защищены глазурью, они очень хорошо впитывают жиры и запахи. Поэтому, керамическую посуду иногда очень трудно отмыть и полностью очистить от запахов предыдущей готовки.
  • Еще один недостаток – боязнь перепадов температурного режима. Из-за них, посуда может треснуть, поэтому при готовке важно ставить форму в холодную духовку, чтобы нагревание происходило постепенно.

Выводы и рекомендации

Учитывая все недостатки и достоинства керамической посуды, можно сделать вывод, что такая утварь дома незаменима. Она отлично подойдет для приготовления пищи в духовке и подчеркнет вкус блюда. Но следует помнить, что, выбирая приборы в магазине, стоит руководствоваться не стоимостью, а качеством. Хорошо, если изделия были изготовлены на крупной фабрике, которая имеет не только хорошие отзывы, но и многолетний опыт работы. Это позволит вам быть уверенным в качестве приобретаемой посуды.

Помимо всего, необходимо помнить, что керамическая посуда требует особого ухода. Например, для того, чтобы запах готовой пищи и жир меньше впитывались, нужно своевременно мыть изделия и ни в коем случае не оставлять их грязными долгое время. Во время мытья нужно использовать только мягкую губку, так как металлические губки оставят на стенках царапины.

Чтобы горшочек или другое керамическое изделие не лопнуло во время готовки, следует запомнить, что его ставят в холодную духовку, а затем уже включают ее. Делается это для того, чтобы приборы нагревались постепенно.  Это препятствует появлению трещин. Хранить посуду лучше открытой, так получиться избежать появления запахов затхлости.

Похожие записи

plusiminusi.ru

Что такое «художественная керамика»? | Журнал Ярмарки Мастеров

Изделия из обожженной глины представляют ши­роко распространенный и очень древний вид народ­ного ремесла. В нем используют легко доступный природный материал. Различного назначе­ния посуда — кувшины, миски, тарелки, фляги, горш­ки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного производства.

Понятие «художественная керамика» включает все разновидности изделий, выполняемых из глины. В зависимости от ос­новного исходного сырья и дополнительных компонен­тов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по способам декорирования. Терракота имеет светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, которую не покрывают гла­зурями. Она легко воспринимает влагу, поэтому при­меняется в основном для декоративных изделий.
Майолика имеет естественный цвет обожжен­ной глины и пористый черепок. Для использования майоликовых изделий в утилитарных целях их по­верхность покрывают глазурями и цветными эмаля­ми, что позволяет сделать черепок водонепроницае­мым. Декорирование майолики обогащается нанесе­нием ангоба-беложгущейся глины в виде очень тонкого слоя. На его фоне глазури и цветные эмали приобретают повышенную звучность. Это недорогой вид художественной керамики.

Фаянс в отличие от майолики имеет более тон­кий черепок, преимущественно белого цвета, а его пористость в значительной степени ликвидируется про­зрачными глазурями. Фарфор представляет собой наиболее совершен­ный вид художественной керамики. Белизна, механическая прочность, стойкость к химическому и температурному воздейст­вию обеспечили широкие возможности при­менения в производстве изделий технического назна­чения, посуды, скульптуры и других художественных произведений. Каолин, глина, полевой шпат, кварц - непремен­ные компоненты сырьевой массы — дают в резуль­тате обжига тонкий, прозрачный черепок. Ювелирная проработка конструктивных и декоративных деталей в сочетании с изысканной росписью ставит фарфоро­вые изделия в один ряд с наиболее ценными произве­дениями декоративно-прикладного искусства.
Способы изготовления художественной керамики в ис­тории развития этих изделий претерпели некоторые изменения. Ручная лепка сосудов сохранилась в некоторых райо­нах нашей страны до сих пор. Но стремление усовершенствовать труд и добить­ся идеально собранной формы сосуда привело к ис­пользованию гончарного станка с кругом, на котором вытягивается из куска сырой глины подчиненный принципу симметрии предмет. Последующие измене­ния в гончарном станке касались переходов от враще­ния круга рукой к ножному приводу, а затем и к элек­тромеханическому движению. Принцип его работы сохранился до настоящего времени.

На современном производстве гон­чарный станок заметно вытеснен литьем в гипсовые разъемные формы. Жидкую глиняную массу — шли­кер — заливают в форму, влага впитывается гипсом, а на стенках формы как бы отпечатывается будущий сосуд. Излишки шликера заблаговременно выливают, оставляя лишь небольшой слой массы. Полученный полуфабрикат проходит дополнительную подработку: прикрепление ручки и носика, если это чайник; за­чистка швов от литья; декорирование процарапывани­ем; заглаживание поверхности - лощение и т.д. Все эти операции выполняют по сырому черепку. По за­вершении их изделие подсушивают. Потом художественная керамика прохо­дит обжиг.
В декорировании этих изделий чаще все­го используют роспись. Этот вид украшения имеет разнообразные приемы. Декорирование ангобами — тонкорастертой белой или с примесью красителей жидкой глины - связано как с покрытием поверхно­сти целиком или частично, так и с нанесением узора на необожженный сосуд пипеткой, рожком или гру­шей. Ангоб при этом впитывается в черепок не пол­ностью, сохраняя рельефность орнамента художественной керамики. В число декорирующих материалов вхо­дят прозрачные (бесцветные и цветные) и непрозрач­ные глазури. Для народных гончарных изделий ха­рактерно своеобразное применение прозрачных глазу­рей в виде частичного покрытия изделия, что создает игру матовой и блестящей поверхности.

Свободные поливы цветными непрозрачными глазурями — эма­лями — издавна использовались для создания живо­писных эффектов. Основной цвет черепка был при­крыт эмалями, в то время как прозрачные бесцветные глазури подчеркивали естественный цвет глины. Глазурованные изделия с росписью обжигают, как правило, в два-три приема. Первый, утильный обжиг придает изделию прочность, обеспе­чивает твердость черепка. Второй обжиг проводят как окончательный, закрепляющий роспись и глазурь (при подглазурной росписи). Если же выполняют надглазурную роспись, то обжиг делают трижды (утильный, поливной и закрепляющий надглазурные краски). Подглазурная роспись требует более высокой темпе­ратуры обжига, поэтому ее палитра более сдержанна. В надглазурной росписи цветовой спектр шире, так как температура обжига художественной керамики не превышает 700 °С.

Некоторым особняком в данном искусстве стоят центры, где создают глиняную игрушку. Ее лепят вручную и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. Во многих центрах роспись про­изводится клеевыми красками и связана с технологи­ей, не требующей обжига (подсушивание и обжиг по­луфабриката не исключены). Лишь в отдельных про­мыслах игрушку выполняют параллельно с посудой, по той же технологии с глазурованием и обжигом Данные виды художественной керамики можно встретить во многих областях России. В центрах народного искус­ства, имеющих глубокие исторические традиции, игрушка сохраняет мотивы и образы, которые связаны с культовыми обрядами, олицетворяют силы природы. Поэтому в них повторяются изображения жен­ской фигуры (образ матери-природы), коня, оленя, птицы. Будучи символами важных для человека яв­лений, скульптурные изображения имеют обобщен­ный полуфантастический характер.

Оставаясь внешне архаичной и подчас весьма при­митивной по форме, глиняная игрушка претерпевала изменения, отражала новые явления реальной жизни. Так, в XIX в. в ряде промыслов изготовления игруш­ки появились изображения людей - представителей разных социальных слоев общества: крестьян, горо­жан, солдат, барынь. В работах современных масте­ров наряду с изображением одинарных символических фигур все чаще встречаются многофигурные компози­ции с изображением жанровых сцен. В силу исторических особенностей центры данного производства у каждого народа развивались по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреп­лялась технология изготовления изде­лий, ставшая частью художественной традиции, кото­рая характеризует своеобразие искусства художественной керамики в каждом регионе нашей страны.

Взято из интернета

www.livemaster.ru

ПРОЕКТ «РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ КЕРАМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ»

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Тульской области

«Болоховский машиностроительный техникум»

проект

«РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ КЕРАМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ»

обучающейся 1 курса ГПОУ ТО «БМТ»

Алехиной Анастасии

Руководитель: сОЛОВЬЕВА м.а.

2017 г.

Содержание

  1. Производство керамической посуды 4

Свойства керамической посуды 5

  1. История возникновения и развития росписи по керамике «Гжель» 6

  2. Майоликовая и гончарная посуда  8

Фарфоровая посуда 8

Литература…………………………………………………………………….9

  1. Введение.

Керамика (греческое — гончарное искусство, от слова keramos — глина) — это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.

История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига, украшения изделий. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику, производители из разных стран делали похожие изобретения.

Секрет производства фаянса, известный мастерам Древнего Египта в 15 в. до н. э., позже вновь был изобретен в 3-4 веках в Китае. В 18 веке европейцы открывали секрет фарфора, уже с 6 века известный китайским мастерам. Мастера керамики из Англии и Франции, создали свои разновидности фарфора, например, мягкий фарфор или костяной фарфор. Преемственность традиций при производстве керамики видна в истории гончарного искусства, которое всегда было связано с домашним ремеслом.

В средние века в Европе из керамики в основном изготавливали посуду для приготовления пищи, емкости для хранения продуктов. Мастера использовали самые разные материалы: белую глину, белый песок, измельченный горный хрусталь. После росписи и обжига такие изделия из керамики изделия покрывались слоем глазури, после чего изделия снова обжигались. Вся история изделий из керамики полна интересных открытий. Мастера пробовали разные техники, разные сорта глины. При производстве керамики использовались разнообразные цвета, техники рисунка, способы изготовления. Сегодня очень многие коллекционируют керамику, как произведения искусства и памятники истории художественной культуры.

В Древней Руси уже в X веке с помощью гончарного круга  изготовлялись различные чаши, ковши, корчаги, украшенные геометрическим  узором.  В  XI  веке стала применяться роспись  с  применением  глазури  и  эмали.  После  татаро-монгольского нашествия русская керамика возродилась  уже  в  XIV-XV  веках. В керамике XVI века стало применяться «морение» и лощение, а  с  XVII  века появились плоскорельефные изображения. В XVIII веке наряду с гончарными ремесленными изделиями стала выпускаться посуда из майолики с росписью по сырой эмали, в  частности  на  московской  фабрике  А.  К.  Гребенщикова, основанной в 1724 году. Было налажено  производство  изразцов  —  сначала рельефных, затем гладких с  росписью.  В  1744  году  в  Петербурге  была основана Порцелиновая мануфактура,  на  которой  через  три  года  Д.  И. Виноградовым было начато  производство  русского  фарфора.  Во второй половине XVIII  века  высокого  художественного  уровня  достигла  гжельская керамика благодаря своим  майоликовым  квасникам,  тарелкам,  игрушкам  с многоцветной росписью по белой поливе.

Русский  фаянс представлял собой белый  опак  (непрозрачный  фарфор)  с  росписью печатными рисунками, с рельефами и цветными глазурями.  Одним из старейших российских фаянсовых заводов является расположенный в сосновом бору, неподалеку от Волги, Конаковский фаянсовый завод. 

  1. Производство керамической посуды.

Производство керамических изделий включает следующие основные операции: приготовление массы, формование изделий, сушку, обжиг и декорирование.

Материалы, применяемые для керамического производства, принято подразделять на основные и вспомогательные. К основным относятся материалы, идущие для приготовления керамических масс, глазурей, керамических красок; к вспомогательным — материалы, применяемые для изготовления гипсовых форм, капселей.

Основные материалы делят на пластические, отощающие, плавни, глазуреобразующие и керамические краски.

Пластическими материалами являются глины и каолины. Глины и каолины образуются в результате распада горных пород типа гранита, гнейса, полевого шпата. Каолины отличаются от глины более чистым химическим составом, меньшей пластичностью, большей огнеупорностью.         

 Приготовление керамической массы осуществляется последовательным выполнением ряда технологических процессов: очистки сырья от вредных минеральных включений, дробления, разлома, просеивания через сита, дозирования и смешивания.

Формуют изделия из пластических и жидких (шликер) керамических масс. Изделия несложных форм - (чашки, тарелки) формуют из пластической массы влажностью 24—26 % в гипсовых формах с  помощью стальных шаблонов на автоматах и полуавтоматах.

Способ: литья из жидкой массы — шликера влажностью 30-35 % гипсовые формы является незаменимым в производстве керамических изделий, где сложность и разнообразие форм исключают использование других способов формования. Осуществляют литьё ручным или автоматическим способами.

Сушка способствует повышению прочности керамических изделий, сформированной из пластической массы или отлитых из шликера. Сушку проводят в конвекционных (конвейерных, камерных и туннельных) и радиационных сушилках при температуре 70—90 ºС.

Обжиг является основным технологическим процессом. В результате сложных физико-химических превращений, проходящих при высоких температурах, керамические изделия приобретают механическую прочность.

Обжиг проводят в два приема. Для фарфоровых изделий первый
обжиг (утильный) происходит при температуре 900-950 °С, а второй (политой) — при температуре 1320-1380 °С. Для фаянсовых изделий первый обжиг проводится при температуре 1240—1280 ºС, а второй — при температуре 1140—1180 °С.

Трафарет наносят аэрографом при помощи пластин из тонкой жести или фольги, имеющих вырезы, контуры которых соответствуют наносимому рисунку. Он может быть одноцветным и многоцветным.

Печать наносят на изделие с печатного оттиска на бумаге, приэтом получают графический однокрасочный рисунок, который обычно раскрашивают одной или более красками.

Штамп представляет собой наиболее простой способ декорирования. Рисунок наносят резиновым штампом. Чаще штампы наносят золотом.

Декалькомания (деколь) занимает основное место в декорировании изделий. Переносят рисунок на изделие при помощи переводной картинки, выполненной литографическим способом. В настоящее время применяют сдвижную деколь. На подкладочную бумагу наносят ацетилцеллюлозную пленку, на которой напечатан рисунок. При смачивании пленка с рисунком отделяется от бумаги и остается на изделии. В процессе муфельного обжига пленка сгорает, а краска сплавляется с поверхностью изделия.

Шелкография является перспективным способом украшения керамических изделий. Печатание рисунка производят через шелковую сетку, на которую накладывают трафарет. Декорируемое изделие подводят под шелковую сетку. Резиновый ролик, с краской проходя через сетку, продавливает ее в вырезы трафарета, и таким образом рисунок переводят на изделие.

Живописные работы выполняют кисточкой или пером ручным способом. В зависимости от сложности живопись бывает простой и высокохудожественной.

Фотокерамика воспроизводит на изделии портреты знаменитых людей, виды городов, особенно эффектна она в цветном исполнении.    

  1. Свойства керамической посуды.

 Основными свойствами керамических изделий являются физические и химические. Свойства керамических изделий зависят как от состава применяемых масс, так и от технологических особенностей их производства.

Основными свойствами являются объемная масса, белизна, просвечиваемость, механическая прочность, твердость, пористость, термическая стойкость, скорость распространения звуковых волн, химическая устойчивость.

Белизна - способность материала отражать падающий на него свет. Особенно важна белизна для фарфоровых изделий. Белизна определяется визуально путем сравнения испытуемого образца с эталоном или с помощью спектрофотометра.        

Просвечиваемость характерна для фарфора, который просвечивает даже при большой толщине изделия, так как: имеет плотный спекшийся черепок. Фаянсовые изделия не просвечивают, поскольку черепок является пористым.

Химическая устойчивость глазурей и керамических красок, при.-. меняемых для бытовых фарфоровых и фаянсовых изделий, должна быть высокой, так как при обработке слабыми кислотами и щелочами при обыкновенной температуре или при нагревание до 60—65 °С они не должны разрушаться.

4. История возникновения и развития росписи по керамике «Гжель».

На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень.

Гжель - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства.

Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.

Гжель - название одного из ведущих предприятий, где возрождено истинно народное керамическое искусство старинных русских мастеров.

Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.

Ещё в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями мастеров из других мест России, из других стран.

На базе крестьянских промыслов и торговли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели.

К 70 - 80 годам XVIII века Гжель становится центром производства в России художественной майолики. Дело в том, что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, они быстро схватывали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных красных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с примесями других сортов глин и минеральных добавок.

Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру, и создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечающим утилитарным целям и художественным вкусам людей того времени. В середине XVIII века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распространяется в Коломенской, Серпуховской и другие уезды Московской губернии.

Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев.

Здесь изготовлялись и изделия промышленно-хозяйственного назначения, как, например канализационные трубы для московских улиц.

В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.

Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами - керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по-прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время.

История Гжели уходит вглубь веков, и её народному искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного. 

  1. Майоликовая и гончарная посуда.

 Ассортимент майоликовых изделий включает посуду и художественно-декоративные изделия.

Для майоликовых изделий характерна разделка различными цветными глазурями (майоликовыми поливами) и под глазурными красками.   

Ассортимент майоликовых изделий представлен и штучной и комплектной посудой. Вырабатывают кружки, масленки, кофейницы, сухарницы, пепельницы, рюмки для яиц, сырницы, салатницы, медовницы; особенно широко представлены в ассортименте приборы для фруктов, блинов, салата, яиц, воды, варенья, компота, чая, специй, а также кофейные и детские приборы.

Художественно-декоративными изделиями являются вазы для цветов, настенные блюда и тарелки, пепельницы, скульптура и другие.

Гончарные изделия относятся к грубой керамике. Основным сырьем являются легкоплавкие глины средней пластичности. Формуют эти изделия на гончарном круге или в гипсовых формах. После сушки и глазурования обжигают в горнах при температуре 900-1000 ºС.

Ассортимент гончарных изделий состоит из крынок, горшков, мисок, кувшинов, масленок, сухарниц, судков для сметаны и масла, цветочных горшков. Из гончарной массы вырабатывают такие художественно-декоративные изделия: вазы для цветов, кашпо, блюда настенные, скульптуру, игрушки и др.. 

  1. Фарфоровая посуда.

По назначению ассортимент бытовых фарфоровых изделий делят на столовую, чайную, бытовую посуду и прочую.

Особо выделены художественно-декоративные изделия.

Сервизы и гарнитуры по назначению бывают столовыми, чайными и кофейными на 6 и 12 персон. Гарнитур включает большее количество предметов, чем сервиз того же назначения.       

Художественно-декоративные изделия – бытовая посуда занимают значительное место в группе фарфоровых изделий. В.ассортимент художественно-декоративных изделий входят скульптура (фигурки людей, животных, птиц; рыб и т.д.), бюсты, настенные барельефы, вазы для цветов, разные изделия (пудреницы, пепельницы, карандашиницы, блюда и тарелки настенные, графины для вина, памятные медали и т.д.).

Для изделий прикладного искусства характерно сочетание утилитарных свойств с высокими эстетическими. Эти изделия разнообразные по форме, их более тщательно отделывают и декорируют (чаще способом живописи). 

Литература.

1.Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: Учеб. для нач. проф. образования \Под ред. А.Н. Неверова, Т.И.Чалых.-М: ИРПО; Изд. центр «Академия», 2000.-464 с.

2.Товароведение хозяйственных товаров: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 1732 «Товароведение и орг. торговли непрод.товарами». В 2-х т. Т. 1.-3-е изд., перераб.-М.: Экономика, 1989.-351 с.-ISBN 5-282-00048-2.

3.Пособие для продавца: Учеб. Пособие для уч-ся проф.-техн. Учеб. заведений Г.Г.Памбухчиянц, Л.М. Данилова, П.Ф. Пономарев, В.В. Лазерко.-М.: Экономика, 1987.-303 с.

4.Официальный сайт г. Конаково, историческая справка, http://www.faience.ru/

infourok.ru


Смотрите также