Люблю такие книги, когда хочется вчитываться в каждое слово. Они идут нелегко, словно ты медленно плывешь в лодке по среди густого тумана и всматриваешься в даль. В них непростой витиеватый и безумно красивый слог. Каждое слово обволакивает и тянется, как жидкий мед. Ты моментально переносишься в пейзажи и действия, что описывает автор. Будь то тишь озера, крыши вековых домов – все наполнено буйством красок, оттенков и переливов. Такое ощущение, что уже не читаешь, а рассматриваешь картину художника. Эти чувства вызвала у меня «Белая голубка Кордовы» Дины Рубиной. В ней прослеживается баланс всех ингредиентов, в меру диалогов, описания и острых шуточек, переплетающихся с еврейской мудростью. История о большом таланте, живописи, мировом достоянии искусства, тайнах великих музеев и завораживающих пейзажах. Она приоткроет занавес аукционов, работу оценщиков и уж точно не даст заскучать. Для меня эта первая книга в жизни, которую хочется перечитать заново. А чтобы и вы также влюбились, оставлю здесь несколько вкусных фрагментов:
«…Город…остывал; внизу, в его глубоких извилистых морщинах, тлеющими углями забытого костра зажигались фонари. В ущельях улиц отбрасывали красноватый отсвет на неровные стены кирпичной кладки. С наступлением тьмы эти потаенные угольки занимались все ярче, словно кто-то невидимый раздувал их в очаге, не жалея сил. И по мере того как меркло, давясь глухою тьмой, небо, слева все пронзительней и победоносней – единственный! – разгорался от мощной подсветки кафедральный собор, чтобы затем вздыбиться, вознестись сверкающим, арочным, угловато-каменным драконом и всю ночь плыть над городом белым призраком под белой звездой…»
«…Огромная луна царила над этой скалой, изливая прозрачный блеск на дружные острия церквей и тесные островки кипарисов. Ее холодный жесткий свет выбеливал пластиковый стол и стулья на балконе; черные тени удлиняли силуэт каждого дома и каждой колокольни…»
«…Переночевать он планировал, как обычно, на ферме у Марио и Розы. Представить себе, что, оказавшись в Италии, хотя бы на денек не заглянет в любимую сельскую Тоскану, да еще в июле, когда мягкий оранжевый свет разлит над холмами, с их оливами и кипарисами, с рядами распятых виноградных лоз, взбегающих вверх по склонам…-нет, такого представить себе он не мог.
В отличие от прозрачной и резкой свежести Доломитов здесь царил звонкий сухой зной, зудели осы, вибрировал воздух в серебристом свете олив, а небесные воды пробивала явная оранжевая струя… Ритмы окрестных холмов, расчесанных гигантским гребнем под виноградники или присыпанных кругло-растрепанными кронами олив, весело перебивались красной и темно-серой черепицей белых и темно-розовых вилл, с обязательной четырехугольной башней на углу, открытая галерея которой пришлепнута крыша, ни дать ни взять – академический колпак новоиспеченного магистра. На чистом небосводе застряло заблудившееся крахмальное облако, которое к обеду медленно распустилось, как кувшинка на воде, томительно колыхаясь в небесных струях. Под этим облаком, как под парусом, он выплыл из Флоренции в четвертом часу дня…»
«…портрет был хорош…Сквозь прозрачность верхних тонов чувствовалась плотная цветовая основа: глубокие черные, голубовато – зеленые, холодные синие… Краски изнутри излучали чистую мрачную силу; темный силуэт в черной сутане, с жезлом в руке, стоял на фоне как бы разверзшегося неба, да нет – в самом кипящем небе, какое бывает над штормовым океаном. Мастер работал быстрой и точной кистью, был вдохновлен работой и, чувствовалось, сам пребывал в напряжении…»
Приятного вам знакомства.